Магические разделы: Экстрасенсы и ясновидение


Семь факторов просветления

В существующих эзотерических практиках медитация занимает главенствующее место. При более пристальном рассмотрении медитацию можно разделить на несколько видов.

Основными различиями является концентрация и прозрение.

Медитации, основанные на концентрации, фокусируют ум на определенных объектах или действиях примерами могут послужить и пламя свечи, и мантры, и даже дыхание. Концентрирующие медитации способствуют фокусировке разума, подобно тому, как происходит фокусировка квантов света в луче лазера. Данный вид медитации позволяет достигнуть изменения состояния сознания, что дает новые возможности в восприятии окружающего. Эти состояния довольно приятны из-за отсутствия озабоченности и присутствия умиротворенности.

Второй вид медитаций основан на прозрении. Это вид можно назвать упражнения осознания. В процессе медитаций данного вида, ум не отвлекается от текущих волнений или страхов. Вся работа происходит с опытом, который имеется у медитирующего. Смысл этого вида медитации, направить внимание на мгновения, из которых состоит жизнь. Это и мысли, и чувства, и ароматы, и вкусовые ощущения, и слышимые звуки, и все, что видит человек вокруг себя. Используя все это в процессе медитации, медитирующие приходят к прозрению, начинают понимать причины возникновения негативных состояний и видят методы борьбы с ними. Практикуя данный вид медитации, можно развить сознание, что позволяет получить доступ к более высоким уровням осознания.

К этому же, второму типу, можно отнести медитацию, которая основана на служении, отдаче себя какому-либо делу. Такой вид медитации ориентирован на мир волнений, которые находятся между двух крайностей. Одна из этих крайностей – подавление, но не отбрасывание, чувств, идей, импульсов. А вторая – необходимость реализации, того, что подавляется в первом случае. В процессе медитации, достигается такое состояние, которое позволяет увидеть и обработать психический и физический спектр реальности, при этом, не подавив, но и не реализовав изначальные волнения. Для того, чтобы более полно понять действие медитации, можно рассмотреть одну из буддийских моделей. Эта модель включает в себя, так называемые «факторы просветленности». Это семь качеств ума, которые характеризуют его здоровье.

Основным фактором является внимательность. Внимательность занимает центральную позицию в построении модели. Оставшиеся качества разбиты на две группы и расположены за центральным фактором. Эти две группы должны находиться в постоянном равновесии.

В первую группу входят энергия, исследование и восторг, характеризующие активность ума. Энергия, показывает стремление ума оставаться осознающим; исследование – возможность анализа опыта, получаемого в жизни; восторг – показывает возможность ума, испытывать радость и интерес.

Вторая группа состоит из таких факторов, как концентрация, спокойствие и уравновешенность. Концентрацией, можно назвать, возможность ума фокусироваться на отдельных объектах. Спокойствие можно представить не погруженностью в мысли, а молчаливым исследованием. Уравновешенность – это способность ума, сохранить равновесие при изменении условий.

Достаточно развитая внимательность является основой медитации и в процессе оной, обеспечивает развитие остальных факторов. Западные и восточные традиции медитации довольно сильно отличаются друг от друга тем, что уделяют внимание развитию различных факторов. К примеру, в западных традициях, основной упор делается на активные факторы, такие как исследование и энергия. Эти факторы обуславливают то, что человек пытается понять себя. Но игнорирование, таких факторов, как концентрация и уравновешенность, ограничивает возможности ума, что приводит к недостаточной глубине понимания. Доминирование таких факторов, как концентрация и спокойствие, в восточных практиках, приводит к волнениям восторга, к дхьяне. Но недостаток исследования, не дает возможности медитирующему, вплотную приблизиться к просветлению. Для максимального постижения истины, необходимо объединить концентрацию с энергией и исследованием.  Для полного постижения, необходимо тщательно изучить эту модель и разработать способ, который сможет привести все семь факторов в равновесие.

Данную модель можно применять как буддийской медитации, так и к суфийской, и к индуистской. Если внимательно проанализировать практики медитации с позиции данной модели, можно найти общее в различных традициях. То есть, можно вычленить уровни развития, которые достигаются при помощи медитации, но в различных практиках описываются по-разному.

Первый уровень.

На этом уровне человек начинает осознавать, что он «спит». Анализируя свое поведение, стараясь не выпадать из действительности, человек понимает, что довольно много времени он действует на «автопилоте». Это озарения является началом перемен в жизни человека. Ведь осознавая, что жизнь без «автопилота» намного ярче, человек начинает больше работать над собой.

Второй уровень.

На этом уровне, человек практикующий медитацию, начинает открывать персональные откровения. Человек способен увидеть истоки своего поведения. Это способствует тому, что человек становится более уравновешенным в психическом плане, меньше нервничает и страдает.

Третий и последующий уровни.

На этих уровнях к человеку приходят новые прозрения. В процессе медитации, человек осознает устройство ума. Происходит наблюдение процесса возникновения желаний. Продвигаясь дальше, медитирующий обнаруживает, что система, называющаяся человек, находится в постоянном изменении. Наблюдения за изменениями этой системы приводит к тому, что начинает растворяться самость человека. Медитирующий в этот момент может погрузиться в области страха. Зачастую это приводит к тому, что бросают медитации. Но тот, кто продолжает дальнейшие занятия, ощущает, как отпускается личная мотивация, но при этом начинает расти осознание любви. Это состояние в восточных практиках называется «сознание Бодхисаттвы». После падения твердыни самости, человек способен увидеть истинность отношений между людьми. И вершиной медитативных практик, является высшая ступень просветленности.

Гадание и просветление