Девичьи гадания во время Святок



Самыми разнообразными из всех святочных гаданий являются девичьи. К самым распространенным принято относить гадания, которые строятся на трансформации того или иного вещества (материала) при помощи воды или огня.

Одно из гаданий – растапливание воска или олова, когда на вещество выливается вода, и оно приобретает новую форму. Нужно рассматривать или эту форму, или тень на стене. Далее можно попробовать интерпретировать появившийся силуэт или рисунок.

Еще одно гадание – опустить яйцо, желток или белок в стакан с теплой водой, рассмотрев его форму. Кроме того, распространено гадание, когда намачивают или сжигают скомканную бумагу и смотрят свою судьбу по тени от горящей бумаги или по форме намоченной.

Гадание при помощи вытягивания жребия. Девушка кладет в горшок головной убор, кусок дерева, кусочек хлеба, после чего, закрыв глаза, вытягивает свою «судьбу» в наступившем году: замужество, смерть или продолжение девичества.

По структуре идентично и гадание с «жировкой» (4-угольная доска), только здесь гадает не одна девушка, а четыре. На углы жировки кладется хлеб, печина (кусок глины от печи), уголь и кольцо. Все покрывается скатертью. Далее девушки поют: «Уж я жировку схороню ко святому вечеру, к святому васильевскому. Жировка маленькая, окошка велики, решещатыё, косящатыё, не могла блоха проскочить, коза проскочила, рога увезила, хвост заломила. Берите свой уголок!». Потом скатерть открывали и смотрели, кому что досталось: уголь – к смерти, хлеб – к богатству, кольцо – к замужеству, печина – к несчастной жизни.

Конечно, наибольшее число гадания связано с вопросом, который являются для девушек самым актуальным – состоится ли в наступившем году замужество. В этом случае используется и слушанье под чужим окном (девушки стучали в окно: если отзывался мужчина, то это к замужеству, если женщины – то дома сидеть), на подворотне – в крещенскую обедню гадающая, открыв задние и передние ворота, накрывалась скатертью, садилась на подворотню и ждала, чтобы  через двор прошел поезд с колокольчиками или бубенцами – к замужеству, если ничего не проходил, то оставаться в девках в этом году.

Кроме того, также часто гадали вытаскиванием жребия. В избе расставлялись горшки, под один из них клался повойник – головной убор. Та девушка, которой достанется этот горшок, той и идти замуж. Также для одной девушки на лавку ставили два горшка: под одним – повойник, под другим – платок; если выбирался первый горшок, то к замужеству, если второй, то к продолжению девичества.

Гадание с полотенцем
Распространено и гадание, когда в сени за окно на час (или на ночь) вывешивалось полотенце со словами: «Суженый-ряженый, приходи утереться!» - если полотенце после было мокрое, то выйти замуж девушке в этом году.

Гадая о замужестве, девушки бросали лепешки собаке или пускали петуха к горсточкам зерна, в каждой из которых было кольцо той или иной девушки. В зависимости от того, чью лепешку первой съест собака или чью горсть зерна склюет петух, той девушке и суждено выйти замуж первой. С аналогичной целью девушки собирали огарки зажженных утром лучин и пытались их зажечь снова. Та девушка, кому это удалось сделать первой, первой бы и вышла замуж быстрее всех.

Гадание с валенком на «сторону»
Наверное, самый распространенный и известный тип гадания. Девушки по очереди бросают валенок (туфельку, сапог) на дорогу и по направлению носка обуви узнают сторону, в какую суждено выйти замуж.

Гадание с вызовом сна про суженого
Нужно написать имя парня на кусочке бумаги, поцеловать его накрашенными губами, чтобы был виден след, положить на небольшое зеркальце и под подушку (также под подушку клались три лавровых листа). На одном листе пишется – «Ананий», на втором – «Азарий», на третьем – «Мисаил» и произносится заклинанием: «С понедельника на вторник я смотрю на подоконник, кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне». Гадать нужно в ночь с понедельника на вторник. Веточка если кладется на ночь в изголовье. Одновременно с этим говорят: «Ложусь на понедельник, кладу в изголовье ельник, проснись мне тот, кто думает обо мне». Гадают в ночь с четверга на пятницу. Говорят, ложась спать: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я одна. Лежу на Сионских горах, три ангела в головах: один видит, другой скажет, третий судьбу расскажет».

Кроме того девушки гадают, если ложатся спать там, где раньше не спали. Перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте». Во сне можно увидеть своего жениха.

Гадания, которые связаны с вопросом, куда девушке суждено выйти замуж и, следовательно, откуда ожидать жениха, основывались, зачастую, на слушанье (около забора, на перекрестке, на чердаке и в иных местах, откуда слышно лай собаки или звук благовеста во время крещенской обедни), на направлении (куда повернется горящая лучина, воткнутая щель пола, куда пойдет дым от подожженных стружек, в какую сторону ляжет корова с рогами, которые обвязаны девичьим поясом с вечера). Кроме того, гадания основывались на бросании предметов с закрытыми глазами: кочерги, мутовки, башмачка с левой ноги (перебрасывался через избу, стог сена, колодец, ворота, поленницу), свернутого в клубок, который разворачивался во время полета.

Многие гадания были направлены и на выявление разных характеристик будущего жениха: старый или молодой, вдовец или парень, богатый или бедный, красивый или некрасивый, злой или добрый.
Кроме персоны жениха, девушки также интересовались и другими вопросами семейной жизни. К примеру, о составе будущей семьи (о нем гадали, смотря на число отражений месяца в зеркале), характере свекрови (из проруби приносили во рту воду и выливали на сковороду, клали на нее после скрученный кусок кудели и поджигали: если вода кипела, то это предвещало злую свекровь, если вода была спокойна, то мирную), о количестве детей во время замужества (по числу сучков в вытащенном первым полене из дровяника или по количеству бугорков (мальчик) или ямок (девочка) в вынесенной на холод рюмке с водой).

В случае со святочными гаданиями видно, что феномен представлял собой некий диалог человека с «иными силами», с «другим» миром, с природой и космосом. Это понятно в связи со строгой приуроченности гадания к конкретному значимому месту и времени, а также с обращением гадающих во время обряда к существам «другой» природы, представителям более низкой демонологии: баннику, лешему, к силам природы и к нечистым силам.

TaroTaro желает Вам успехов и процветания.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:


 

Читайте также







Комментарии (0)



    Отправить комментарий


    Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
      _          __            _ 
    | | / | | |
    | | _ __ `| | __ _ | |
    | | | '__| | | / _` | | |
    | | | | _| |_ | (_| | | |
    |_| |_| \___/ \__,_| |_|

    Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.