Эмоциональное выгорание на работе

Что такое этот синдром эмоционально выгорания? Чем он опасен? Как от него защититься? Как его распознать? На все эти вопросы мы постараемся ответить быстро и четко.

Раньше подобное состояние называли хронической усталостью, а сегодня для него выделен отдельный научный термин. Это означает, что ученые признали – проблема есть и ее надо решать. Начнем с того, что выясним, что представляет собой этот самый пресловутый синдром. Оговорим заранее тот момент, что ему подвержены не только те, чья деятельность связана с трудоемким физическим трудом. От него страдают даже люди творческие и домохозяйки. Но что может объединять представителей абсолютно разных профессий, у которых даже образ жизни разниться? А родственными душами их делает то самое чувство повышенной ответственности, склонность к принятию всего вокруг слишком близко к сердцу, так сказать, постоянное эмоциональное переживание всего происходящего. Обычно эти люди относятся к категории трудоголиков, и распознать их довольно просто.

Отметим, что плюсы и минусы есть всегда и везде. Так и тут: с одной стороны трудоголики – это лучшая рабочая сила в любой сфере деятельности (от сантехника до директора), а с другой именно они в первую очередь входят в группу риска эмоционального выгорания на работе. Самое опасное тут – это угроза здоровью такого человека, а уж «попутных» проблем еще больше – разлады в семье, нарушение общения с социумом.

Попасть в ловушку синдрома эмоционального выгорания на работе очень просто. Обычно это происходит сразу, как только человек получает долгожданную работу. Желая доказать свою компетентность, он нагружает себя сверх меры, и в какой-то момент уже просто не может остановиться.

Итак, как же избежать в современном мире, когда почти любая работа становится долгожданной и необходимой, подобного синдрома? Для этого нужно изначально создать для себя график своей повседневной деятельности. То есть ее нужно просто планировать и желательно не отступать от созданного плана. Но тут есть одна хитрость – нужно создать расписание таким образом, чтобы сосредоточиться на главных делах, а не распыляться по мелочам. Именно эти мелочи и являются главными помощниками будущего эмоционального выгорания, которое подстерегает вас. Этот график позволит вам избежать ненужных и опасных трат сил, эмоций и времени.

Если вы уже находитесь на следующей стадии работы, когда коллектив стал своим, а вы его полноправный член, то вас может подстерегать другая опасность. Эмоциональное выгорание устраиваете себе не вы сами, а ваши сотрудники и начальство. Если вас уже по достоинству оценили, и начали обращаться с «дружескими» просьбами о помощи, не входящими в ваши непосредственные рабочие обязанности, то вам стоит научиться отвечать отказом в тех случаях, когда вы не желаете, не имеете возможности эту просьбу выполнить. Не нужно взваливать на себя чужой груз, особенно если вам его «на шею вешают» слишком часто.

Рекомендации трудоголикам и «незаменимым работникам».

Трудоголики и незаменимые сотрудники – это люди из одной категории. Приходя на работу, они начинают постепенно чувствовать себя очень важными для нормального течения рабочего процесса людьми. Вам начинает казаться, что без вас работа остановится, а компания будет терпеть колоссальные убытки. И поэтому вы начинаете считать себя великомучеником, а значит приходить на работу в урочное и неурочное время, постоянно проверять, контролировать процесс деятельности своих подчиненных, вы отказываетесь от отпусков и больничных, отказываете себе в приятном вечере с друзьями в ресторане или выходном на природе. Остановитесь! Подумайте, ведь в вашей компании работают и другие люди, которые тоже имеют свои обязанности. Все и за всех сделать вы вряд ли сможете, а вот загнать себя в угол – вполне реально.

К тому же это опасно тем, что при сравнении себя и других, которые могут позволить себе опоздать, не остаться после работы, отпроситься по своим делам в рабочее время, вы можете быть неприятно поражены. Они остаются не менее компетентными и нужными своей фирме, даже таким, на ваш взгляд, несовершенными. Но при этом им не грозит синдром эмоционального выгорания, потому что график их жизни более разнообразный, чем у вас.

В какой-то момент вы почувствуете усталость, разочарование в своей, ранее любимой работе, вдохновения больше нет, поручения начальства вызывают не радостное ощущение того, что вас заметили и оценили, а глухое раздражение. Как следствие – рабочие обязанности выполняются все хуже, ошибок становится все больше. Логично, что через некоторое время вам захочется просто уволиться по собственному желанию.

Однако не спешите это делать. Верните лучше себе радость, которую получали от своей работы ранее, но уже с более щадящим режимом. С чего начать? Возьмите отпуск, у вас их должно накопиться уже порядочное количество. Съездите в то место, где вы сможете эмоционально зарядиться заново – на дачу, на курорт, на концерт, куда угодно, но главное – это должно дать вам дополнительные силы. Перед возвращением на работу составьте для себя приемлемый, не загоняющий вас в объятия синдрома эмоционального выгорания, график, установите нормальный режим питания, запишитесь на секцию. Но самое главное перестаньте задерживаться в офисе, брать работу на дом, и давайте себе возможность отдохнуть!

TaroTaro желает Вам успехов и процветания.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:


 

Читайте также







Комментарии (0)



    Отправить комментарий


    Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
       __   _____   _____   _   _         
    / _| | _ | / __ \ | | | |
    | |_ | | | | `' / /' | | | | _ __
    | _| | | | | / / | | | | | '_ \
    | | \ \/' / ./ /___ | |_| | | |_) |
    |_| \_/\_\ \_____/ \___/ | .__/
    | |
    |_|
    Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.